Самолет Сухой Суперджет 100 (Sukhoi Superjet) : показатели безопасности, схема салона и лучшие места

Sukhoi Superjet 100 — это первый авиалайнер для пассажирских перевозок, разработанный в России после распада Советского Союза. Спроектирован компанией “Гражданские самолеты Сухого” — российской организацией, занимающейся разработкой, маркетингом и обслуживанием гражданских самолетов. Есть несколько модификаций этого воздушного судна, которые находятся в эксплуатации у ряда российских и иностранных авиакомпаний.

В этой статье мы рассмотрим не только технические характеристики этого лайнера, но и схему салона и лучшие места Sukhoi Superjet 100. Особое внимание мы уделим показателям надежности и безопасности этого самолета, а также отзывам пассажиров.

История создания

Компания “Аэрофлот” самый крупный заказчик этих лайнеров. Сейчас у “Аэрофлота” — 30 моделей Суперджет 100. Еще 20 должны поступить в эксплуатацию в ближайшем будущем. Самолетами пользуются отечественные компании «Ямал», «Азимут», некоторые зарубежные перевозчики. В разработке модели участвовали: итальянская авиастроительная компания Alenia Aeronautica, американская корпорация Boeing и другие зарубежные производители.

Производство Суперджет 100 началось в 2003 году. Первый экземпляр был представлен 3 года спустя. Еще через два его представили мировой общественности на авиационном салоне в Ле Бурже. В 2012 году самолет получил необходимые сертификаты в области авиационной безопасности. С этого момента самолет получил право летать в международные европейские аэропорты. Получение нового сертификата в 2014 году существенно расширило возможности лайнера.

В 2016 году компания «Гражданские самолеты Сухого» получила сертификат EASA (Европейское агентство по безопасности полетов) на модель Long Range (SSJ100LR) — лайнер с увеличенной дальностью полета (до 4500 км).

В 2017 корпорация представила модель с укороченной полосой взлета и посадки — на этом самолете установлены двигатели с более мощной взлетной тягой. Новая механика крыла и изменение алгоритмов авионики позволили сократить взлетно-посадочный пробег на 1425 м.

Анонсированная к выпуску в 2022 году новая модель SSJ75 на 75 кресел должна стать новым словом в отечественном авиастроении. Применение новейших российских технологий и комплектующих (например, двигателя ПД-14 или сверхпрочного крыла из композитных материалов) должно не только решить задачи импортозамещения, но и повысить рейтинг надежности самолета, пошатнувшийся после авиакатастрофы в Шереметьево 5 мая 2019 года и других аварий.

Сухой Суперджет 100 относится к ближнемагистральным лайнерам. По своей конструкции представляет собой узкофюзеляжный двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом и оперением в один киль. Самолет оснащен двумя турбовентиляторными двигателями компании PowerJet.

Самолет Сухой Суперджет 100 (Sukhoi Superjet) : показатели безопасности, схема салона и лучшие места

Суперджет 100.

Технические характеристики и особенности конструкции

Что касается технических характеристик самолета, то они варьируются в зависимости от модификации. Здесь приведены данные SS 100-95:

  • длина — 29,8 м;
  • высота — 10,3;
  • размах крыльев составляет 27,8 м;
  • максимальный взлетный вес — 42 500 кг;
  • дальность полета с максимальной загрузкой достигает 3 050 км;
  • скорость 100-950 км/ч;
  • двигатели — два двигателя по 7.9 тонн каждый;
  • число пассажирских дверей — 4;
  • экипаж — 2 пилота + 2 бортпроводника.

Отличительная особенность авиалайнера: в кабине пилотов вместо штурвала установлен “сайдстик”. О том, что это такое и как помогает управлять самолетом, можно прочитать тут.

Аэродинамические показатели ССЖ-100 были просчитаны в лабораторных условиях ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского). Форма фюзеляжа и другие детали конструкции вычислены с помощью компьютерного моделирования — специальная программа определяла поведение элементов самолета в условиях повышенных нагрузок.

Основной задачей конструкторов было создание машины, удобной для пользователей — пассажиров и летного состава. Это отразилось на интерьере салона и обустройстве кабины. Создатели не забыли и о требованиях авиакомпаний, позаботившись об экономичности, летных возможностях и удобстве эксплуатации.

Важнейший плюс авиалайнера — возможность полета в автоматическом режиме с программой экономного расхода горючего.

Повышенная безопасность лайнера обусловлена встроенным в систему управления алгоритмом защиты от случайных ошибок пилотирования. Впервые в российском авиастроении на самолете установлена система предупреждения касания машиной взлетной полосы. Эта опция позволяет избавиться от массивных амортизаторов и увеличить полезную нагрузку.

Используемая в самолете модульная конструкция оборудования дала возможность на 15% сократить количество бортовых блоков. Конструкторы авиалайнера отказались от использования традиционного штурвала для управления машиной и впервые в российской практике применили рукоятку типа джойстик.

Самолет SSJ-100 многие эксперты называют «надеждой российской авиапромышленности». Для этого есть все основания.

В числе преимуществ лайнера:

  • повышенный уровень комфорта;
  • использование современных технологий при разработке проекта и производстве;
  • экономный расход топлива;
  • экологичность;
  • разнообразие моделей.

Компания «Гражданские самолеты Сухого» всесторонне поддерживает свои продукты — устраняет выявленные недостатки, предоставляет подробную техническую документацию, проводит обучение летного состава.

В семейство самолетов SSJ входят следующие модели:

  1. Sukhoi Superjet 100 — первая модель из серии «Суперджет», базовая версия.
  2. SSJ 100 LR — модификация с увеличенной дальностью полета и повышенной взлетной массой.
  3. Sukhoi Business Jet и 100LR-VIP — корпоративные версии для перевозки важных персон. Имеют повышенный уровень комфорта.

В планах корпорации — разработка новой модели с удлиненным фюзеляжем, что позволит увеличить количество пассажиров до 125 человек.

Претензии к качеству

Многие покупатели и эксплуатирующие организации вызывают мнение о низком значении среднего налета. Так, «Аэрофлот», обладая самым большим флотом SSJ 100, сообщает что лайнеры летают только 3,3 часа в день против 5-6 часов у конкурирующих моделей.

В начале 2019 года от эксплуатации SSJ 100 отказалась ирландская CityJet — единственный, кто пользовался Superjet в Европе.

Мексиканская InterJet вынуждена была разобрать на запчасти несколько самолетов, чтобы хотя бы часть оставалась в работоспособном состоянии.

Двигатели SaM146 французской компании Powerjet имеют встроенный дефект. Преждевременное разрушение камеры сгорания. Вместо 7500 — 8000 часов работы, обеспечивают 1000 — 2000 часов до капитального ремонта.

Проблема с двигателя вынуждает эксплуатантов держать пул подменных двигателей или разбирать на запчасти другие свои лайнеры SSJ 100. Powerjet признала конструктивный просчет, но кардинальных действий осуществлять не собирается, т.к. двигатели SaM146 устанавливаются только на лайнер «Сухого». Французы просто доработали камеру сгорания, чтобы она изнашивалась медленнее.

С другой стороны, Россия планирует выпустить новую модификацию лайнера — SSJ-SV c двигателем отечественного производства.

Схема салона Суперджет 100 “Аэрофлота”

ssj100 схема салонаПассажирский салон располагается в средней части фюзеляжа между кабиной и хвостовым отсекам. Он обладает герметичностью, обеспечивает поддержку оптимальной температуры, влажности и давления.

Параметры:

  • ширина — 3,2 м;
  • высота — 2,1 м;
  • ширина кресел для пассажиров — 46,5 см.

Двери в салон расположены в передней и задней части самолета.

В этих самолетах есть два типа конфигурации салона — AA и AF. Они схожи, но у них есть одно различие. В обоих первые три ряда занимает Бизнес-класс. Остальные 17 предназначены для Эконома. Туалеты находятся в носовой и хвостовой частях самолета. По фото салона самолета Сухой Суперджет 100 вы можете составить свое мнение об его особенностях.

В первом варианте конфигурации в салоне размещает 98 кресел с расстоянием между ними в 81,2 см. Ширина прохода — 51 см. В более компактном варианте часть обстановки демонтируется, расстояние между креслами сокращается, а количество пассажиров увеличивается до 108 человек.

Кресла установлены в 19 рядов по 5 в каждом. Слева — двойные кресла, справа — тройные. Каждое сиденье оборудовано индивидуальным освещением и вентиляционной системой. Сверху над креслами имеются вместительные ниши для ручного багажа.

Самолет Сухой Суперджет 100 (Sukhoi Superjet) : показатели безопасности, схема салона и лучшие места

салон самолета Суперджет 100

В салоне спокойное светодиодное освещение. Иллюминаторы имеют овальную форму и самый большой размер среди самолетов аналогичного класса. В салоне есть гардероб для верхней одежды. Каждый пассажир имеет доступ к медиаматериалам — смотрите кино, слушайте музыку во время полета.

Первый ряд — менее удобен, так как ограничен спереди перегородкой. За ней находятся аварийные выходы и туалет. Это означает, что у вас будет мало места для ног. Другие два ряда Бизнеса — вполне комфортабельные.

Первый ряд Эконома — самый удобный в этом классе. Ноги можно свободно вытянуть, не опасаясь, что они упрутся в соседние кресла. В этом пространстве можно даже постоять, никому не мешая.

Самолет Сухой Суперджет 100 (Sukhoi Superjet) : показатели безопасности, схема салона и лучшие места

Схема салонов Суперджет 100-95.

Ряды — с 7 по 19 — вполне стандартные и не имеют каких-то особенных характеристик.

У последнего — 20-го ряда есть отличие в зависимости от конфигурации салона. Если это АА, то сразу за ним находятся туалеты и подсобка. Поэтому рядом с этими местами постоянно будет скапливаться очередь. Неприятные запахи и посторонние звуки будут вас постоянно беспокоить во время перелета.

В конфигурации AF туалеты находятся далеко от кресел, что делает этот ряд вполне стандартным для путешествия.

Совет. Если вы не знаете точно, на каком самолете полетите, выбирайте 20 ряд только в том случае, если других вариантов нет.

Авиакатастрофы с участием Sukhoi Superjet 100

Самая недавняя катастрофа с участием SSJ-100 произошла 5 мая 2019 года. При жесткой посадке в Шереметьево произошло крушение самолета. На момент написания статьи известно о 41 погибших.

SU1492 («Аэрофлот») Москва — Мурманск

Факты происшествия таковы: на лайнере компании «Аэрофлот», совершившим аварийную посадку в Шереметьево, возник пожар, который не удалось ликвидировать сразу. Самолет совершал рейс SU1492 Москва — Мурманск. Через несколько минут после взлета он начал снижаться, и при посадке, по словам очевидцев, дважды сильно ударился о поверхность земли, после чего загорелся. Пламя быстро охватило заднюю часть самолета. На борту находилось 73 человека и 5 членов экипажа. Пассажирам пришлось покидать борт по двум надувным трапам.

Окончательной причины произошедшего на момент написания материала не выявлено. Есть несколько версий: неисправность судна, ошибки пилота или диспетчера, неблагоприятные метеоусловия.

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета указали на несколько ошибок летчиков: они решили лететь через грозовой фронт, отказались выработать топливо перед аварийной посадкой и не смогли зайти на посадку в ручном режиме, что говорит об их слабой пилотажной подготовке.

Летчики пытались прижать нос самолета к земле, вместо того чтобы стабилизировать его в посадочном положении. Это привело к отскокам самолета от взлетно-посадочной полосы, что усугубило ситуацию. Пассажиры, сидевшие в хвостовой части, получили серьезные травмы еще во время «прыжков» лайнера, поэтому не смогли самостоятельно выбраться из салона и погибли.

Экипаж совершил аварийную посадку с превышением путевой скорости на 30 километров в час. При подходе к полосе «экипаж стал по неустановленной причине увеличивать скорость», из-за чего самолет приземлился ближе к середине полосы. Кроме того, в момент прохождения лайнером грозового фронта, предположительно, «в генераторе произошел скачок напряжения, за которым последовала серия отказов систем самолета».

Важно! После завершения официального расследования информация в разделе будет обновлена.

Индонезия 2012

Еще одна катастрофа произошла в 2012 году в Индонезии. Лайнер «Суперджет» врезался в гору во время технического полета. Погибло 45 человек, причиной катастрофы признана ошибка пилотов и диспетчеров.

Незначительные ситуации

Другие происшествия с участием Superjet за последнее время:

  • в марте 2019 самолет «Сухой Суперджет 100» совершил экстренную посадку в Шереметьево (причина — треснувшее лобовое стекло);
  • в феврале 2019 при посадке в Домодедово самолет задел крылом фонарный столб;
  • самолет, совершавший рейс Москва-Ханты-Мансийск, вернулся в Шереметьево по техническим причинам;
  • в октябре 2018 в Якутии самолет выкатился за пределы взлетной полосы;
  • в июне 2018 лайнер, следующий рейсом Иркутск — Петербург, совершил аварийную посадку в Барнауле (причина — ложное срабатывание пожарной сигнализации).

Эксперты считают, что основная причина частых происшествий — низкое качество комплектующих, которые выходят из строя раньше заявленного производителем срока. Особенно много нареканий на преждевременный выход из строя двигателя.

Отзывы пассажиров

Обзор авиалайнера будет неполным без отзывов пассажиров о самолетах Суперджет 100.

Анастасия: «Летаю по работе часто, чуть ли не каждую неделю. Всегда чувствую себя некомфортно, если приходится лететь на «Сухом-100″. Хотя возможно предвзято отношусь к современной отечественной  авиационной промышленности. Пока ни разу не было происшествий».

Виктор: «Летел недавно на таком из Тюмени в Москву. Взлет прошел нормально, но во время полета самолет два раза резко тряхнуло и сместило в сторону. Ощущения не из приятных, а судя по испуганному лицу стюардессы — ситуация была совсем не штатная. И все-таки надеюсь, самолет не так плох, как сейчас кричат в СМИ. Сначала надо разобраться в причинах аварии, затем делать выводы».

Роман: «Могу сказать, что самолет хороший, но как у всякой новой модели у него есть недостатки, которые, я надеюсь, в будущем устранят. Во всяком случае «Сухой» не хуже аналогичных по классу зарубежных лайнеров, это я говорю, как профессионал».

Заключение

Sukhoi Superjet 100 — авиалайнер отечественного производства, выполняющий пассажирские перевозки. Оснащен двумя турбовентиляторными двигателями. Авиалайнер представляет собой первую модель самолета, произведенного после распада СССР. Имеет несколько модификаций. Самый крупный заказчик этого воздушного судна — авиакомпания “Аэрофлот”.

Схему салона самолета Сухой Суперджет 100-95 мы разобрали выше. У него есть две конфигурации салона — АА и АF. Они имеют между собой одно небольшое отличие. Салон разделен на два класса — Бизнес и Эконом.

Оставить комментарий

18 − два =