Немецкая национальная авиакомпания Air Berlin

Далеко не все авиакомпании бюджетных авиаперевозок стремятся обеспечить комфорт как для представителей экономического класса, так и для путешественников с более высоким уровнем достатка. Одной из компаний, сочетающих высококлассный сервис и низкую цену, была Air Berlin.

В этой статье вы узнаете, как и почему она стала второй по величине авиакомпанией в Германии и третьей по пассажиропотоку в Европе, и по каким причинам прекратила свою деятельность.

Что это за авиакомпания

Air Berlin — немецкий авиаперевозчик, второй по величине после Lufthansa. Air Berlin сформировала альянс Airberlin Group с такими бюджетными компаниями, как Niki (Австрия), Belair (Швейцария) и LTU International (Германия). Главные аэропорты — Тегель (Берлин) и Дюссельдорф. Компания была членом альянса OneWorld.

Немецкая национальная авиакомпания Air Berlin

История

Первоначально компания была зарегистрирована под именем Air Berlin USA. Она была основана в 1978 году как дочерняя компания американского предприятия Lelco, находящегося в штате Орегон. Цель авиакомпании — совершать чартерные перелеты от лица немецких туристических операторов из Берлина преимущественно в страны Средиземноморья.

В числе основателей компании были:

  1. Ким Лундгрен — бывший авиационный инженер Pan American World Airways.
  2. Джон МакДоналд — бывший менеджер чартерной американской компании Saturn Airways в 1960-х, бывший главный менеджер Europe и вице-президент Modern Air с 1968 по 1974 год.
  3. Морт Бейер — бывший исполнительный директор Modern Air с 1967 по 1971 год, президент National Air Carrier Association в 1971 году и основатель авиационного центра по консультациям США — Avmark.

Так как компания была в собственности США, Air Berlin имел доступ к западноберлинским направлениям. После того, как компания получила лицензию и приобрела два самолета Boeing 707, Air Berlin USA начала обслуживание рейсом Берлин-Пальма-де-Мальорка 28 апреля 1979 года. В 1981 году Air Berlin USA начала совершать еженедельные регулярные рейсы Берлин-Брюссель-Орландо.

После объединения Германии произошли серьезные изменения на авиационном рынке Европы, в частности в Берлине. Германские авиалинии получили доступ к небу над столицей. В 1991 году Air Berlin, который насчитывал 90 сотрудников, был переформирован в Air Berlin GmbH & Co. Luftverkehrs KG — немецкую авиакомпанию, которая привлекла ряд немецких инвесторов.

В 2002 году авиакомпания расширила сеть направлений в Лондон, Барселону, Милан и Вену. Помимо берлинского аэропорта Тегель, было открыто шесть направлений внутри Германии: Дортмунд, Дюссельдорф, Гамбург, Мюнстер, Нюрнберг и Липпштадт, которые до этого обслуживались только растущими европейскими лоукост-компаниями. В противовес им Air Berlin провозгласил себя как «полу-лоукостер» — авиакомпания предлагала питание на борту и опцию бесплатного выбора места.

В марте 2007 года Air Berlin поглотила немецкую компанию LTU, получив доступ к дальнемагистральным направлениям и став четвертой авиакомпанией Европы по количеству пассажиров.

В апреле 2010 года Air Berlin стала сотрудничать с российской авиакомпанией S7 и совершать перелеты через Москву в Иркутск, Пермь и Ростов.

В июле 2010 года компания объявила о присоединении к альянсу OneWorld. К 20 марта 2012 года присоединение было завершено. Маршрутная сеть OneWorld предлагала более 800 направлений по 150 странам.

В апреле 2016 года Air Berlin объявила о рекордной потере в размере €446 млн за 2015 год. Среди причин потери прибыли были: долг, превышающий €800 млн; непоследовательная стратегия по открытию новых направлений и рекламе; смены исполнительных директоров; неудачные переговоры по поводу закупки топлива и жесткая конкуренция на рынке авиации.

28 сентября 2016 года Air Berlin объявила о новой стратегии, которая включала в себя сокращение направлений от 140 до 70, фокус на аэропорты Берлина, Дюссельдорфа, Штутгарта и Мюнхена, ориентировку на путешественников бизнес-класса, внутренние перелеты, а также рейсы в Италию, Скандинавские страны и Восточную Европу.

9 октября 2017 года Air Berlin объявил своим сотрудникам о намерении прекратить все воздушные операции из-за потери прибыли и инициировании процедуры банкротства. 28 октября 2017 года компания выполнила свой последний запланированный рейс Мюнхен-Берлин и прекратила деятельность.

Особенности

В 2001 году Air Berlin и Hapag-Lloyd Flug стали первыми авиакомпаниями в мире, которые начали использовать Boeing 737-800. Эта модернизированная модель значительно сократила топливооборот во время перелетов.

В ноябре 2001 года перелет Boeing 737-800 установил рекорд: он пролетел 8345 км без остановки из Сиэтла в Берлин за 9 часов 10 минут.

В январе 2013 года был представлен первый Airbus A330-200, оснащенный полностью раскладывающимися в кровати креслами в бизнес классе.

Air Berlin тренировала пилотов с 2007 года в учебном центре TFC Käufer flight school. Обучение пилота пассажирских перевозок занимало около 24 месяцев. Летная школа Air Berlin стала первой школой в Германии, награжденной лицензией от Германского Департамента Авиации за новую концепцию по подготовке бортовых работников в феврале 2009 года.

Air Berlin имел собственную компанию по обслуживанию авиалайнеров — Airberlin Technik. Предприятие по техническому оснащению имела приблизительно 1200 работников, обеспечивая обслуживание Air Berlin и других европейских авиакомпаний.

Преимущества и недостатки

Немецкая национальная авиакомпания Air Berlin

Эйр Берлин выбирали за:

  1. Бюджетные перелеты из Москвы и Санкт-Петербурга в города Германии и Европы или в другие части света со стыковкой в Берлине.
  2. Наличие сайта на русском языке.
  3. Бесплатное питание и напитки независимо от класса обслуживания.
  4. Высокие показатели точности и пунктуальности перелетов.
  5. Надежность и безопасность авиаперевозчика.
  6. Комфортабельные кресла.
  7. Удобную регистрацию.
  8. Лояльные требования по перевозу ручной клади и сдаваемого багажа.
  9. Наличие собственной бонусной программы.

Минусы перевозчика:

  1. Ограничения по перевозу сдаваемого багажа на тарифе Economy Light.
  2. Слабая разница между экономическим и бизнес классами.
  3. Узкий набор дополнительных услуг.

Общая информация

Air Berlin владела внушительным по размерам и разнообразию моделей самолетов авиа парком и разнообразием направлений по всему миру.

Флот

Air Berlin использовала следующие типы авиалайнеров:

  1. Airbus A319-100: 150 мест — 11.
  2. Airbus A320-200: 174 места — 58.
  3. Airbus A321-200: 210 мест — 21.
  4. Airbus A330-200: 303 места — 14.
  5. Airbus A330-300 — 3.
  6. BAe 146-200 — 3.
  7. Boeing 707 — 2.
  8. Boeing 737-200 — 5.
  9. Boeing 737-300 — 11.
  10. Boeing 737-400 — 13.
  11. Boeing 737-700: 144 места — 5.
  12. Boeing 737-800: 186 мест — 11.
  13. Bombardier Dash 8 Q400: 76 мест — 17.
  14. Embraer 190 — 3.
  15. Fokker 100 — 18.

Немецкая национальная авиакомпания Air Berlin

Направления перелета

До своего банкротства Аэр Берлин совершала регулярные и сезонные рейсы по пяти регионам:

  1. Африка:и Алжир, Египет, Кения, Марокко, Намибия, Южная Африка, Тунис.
  2. Северная Америка: США, Канада, Мексика, Куба, Багамские острова, Ямайка, Доминиканская Республика.
  3. Ближний Восток: ОАЭ, Ирак, Израиль.
  4. Азия: Китай, Индия, Камбоджа, Мальдивские острова, Сингапур, Таиланд.
  5. Европа: Австрия, Армения, Болгария, Хорватия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Косово, Мальта, Черногория, Норвегия, Нидерланды, Польша, Португалия, Великобритания, Румыния, Россия, Испания, Сербия, Швеция, Швейцария, Турция.

Авиакомпания совершала стыковочные рейсы вместе с:

  1. American Airlines (США).
  2. Bangkok Airways (Таиланд).
  3. British Airways (Великобритания).
  4. Finnair (Финляндия).
  5. Hainan Airlines (Китай).
  6. NIKI (Австрия).
  7. S7 Airlines (Россия).
  8. Pegasus Airlines (Турция).

Классы обслуживания

Авиакомпания обслуживала клиентов в двух классах: бизнес и экономическом.

Преимущества бизнес-класса:

  1. Перелет на комфортабельных кожаных креслах, расстояние между рядами — 137 см.
  2. Широкий выбор питания, закусок и напитков на протяжении перелета.
  3. Наличие сенсорного экрана с бортовыми развлечениями.
  4. Отдельная стойка регистрации с экспресс-обслуживанием.
  5. Право провоза две единицы ручной клади вместо одной.
  6. Приоритетная загрузка багажа.
  7. Получение 200% цены билета в качестве бонусных миль.
  8. Доступ в VIP-залы ожидания в 22 немецких и международных аэропортах.
  9. Предоставление трансфера на лимузине при путешествии в Бангкок, Таиланд или из него.

Немецкая национальная авиакомпания Air Berlin

Важно. На дальнемагистральных рейсах кресла обоих классов оборудованы сенсорными экранами с развлекательной мультимедийной системой. Всем пассажирам предоставляются комплекты для сна.

Air Berlin предлагала пассажирам следующие тарифные опции:

  1. Economy Light — перелет с одной единицей ручной клади, билет возврату и обмену не подлежит.
  2. Economy Saver — перелет с одной единицей ручной клади и сдаваемого багажа, билет возврату и обмену не подлежит.
  3. Economy Classic — перелет с одной единицей ручной клади, сдаваемого багажа и спортивного инвентаря, бесплатный выбор места, возможен обмен билета с дополнительным сбором, возврату не подлежит.
  4. Economy Flex — перелет с одной единицей ручной клади и спортивного инвентаря, двумя единицами сдаваемого багажа, бесплатный выбор места, обмен и возврат с дополнительным сбором.
  5. Business Saver — перелет с двумя единицами ручной клади и сдаваемого багажа, одной единицей спортивного инвентаря, бесплатный выбор места, билет возврату и обмену не подлежит.
  6. Business Flex/Classic — перелет с двумя единицами ручной клади и сдаваемого багажа, одной единицей спортивного инвентаря, бесплатный выбор места, обмен и возврат с дополнительным сбором.

Немецкая национальная авиакомпания Air Berlin

Основные и дополнительные услуги

Авиакомпания разработала собственную программу лояльности — TopBonus. Она позволяла получать бонусные баллы-мили за совершенные рейсы. Баллы можно было потратить на покупку нового билета по всему миру или на повышение класса обслуживания до бизнес класса. После вступления в OneWorld участники бонусной программы получили доступ в премиум залы ожидания, а также тратить баллы на рейсы участников альянса.

Перечень дополнительных услуг компании:

  1. Питание на заказ: вегетарианские, кошерные, диетические и т. п. блюда.
  2. Провоз сверхнормативного багажа — от €20.
  3. Перевоз домашних животных: в салоне — от €30, в багажном отсеке — от €75.

Важно. Собаки-поводыри провозятся бесплатно в салоне самолета.

Стоимость авиабилетов

Цены на билеты Air Berlin по наиболее популярным для россиян направлениям (цены за 2015 год):

  1. Цюрих-Москва — от ₽11264.
  2. Москва-Бранденбург — от ₽11654.
  3. Москва-Вена — от ₽11935.
  4. Москва-Копенгаген — от ₽11935.
  5. Москва-Стокгольм — от ₽11935.
  6. Афины-Москва — от ₽17998.
  7. Амстердам-Москва — от ₽14440.
  8. Москва-Париж — от ₽14440.
  9. Калининград-Париж — от ₽11935.
  10. Аликанте-Москва — от ₽19702.
  11. Сочи-Стамбул — от ₽15047.
  12. Москва-Гран-Канария — от ₽19989.

Официальный сайт

Так как авиакомпания больше не функционирует ее официальный сайт не работает. Он хранится в архиве. Сайт был представлен на 16 языках, в том числе и на русском. На сайте был представлен удобный сервис по поиску, бронированию и покупке авиабилетов, а также приобретению услуг партнеров: аренда автомобилей и бронирование гостиниц.

Руководство авиакомпании

Штаб-квартира авиакомпании располагалась в Берлине. Последним исполнительным директором компании был Томас Винкельманн.

Нюансы

Немецкая национальная авиакомпания Air Berlin

Авиакомпания имела лояльные условия по нормам перевоза багажа и бесплатную регистрацию.

Правила провоза багажа

Каждый пассажир вправе провезти одну единицу ручной клади на борту самолета. Максимальный вес — 6 кг/8 кг с ноутбуком, габариты — 55x40x20 см. Пассажиры бизнес класса имеют право провозить две единицы ручной клади, но это правило не распространяется на рейсы в США/Канаду и обратно.

На борту самолета запрещено перевозить:

  1. Взрывчатые и огнеопасные вещества.
  2. Огнестрельное или холодное оружие.
  3. Острые, колющие предметы: ножи, ножницы.
  4. Ядовитые, радиоактивные вещества и кислоты.
  5. Предметы, превышающие установленные авиакомпанией габариты.

Согласно нормам провоза багажа компании, каждый пассажир имел право провезти одну единицу сдаваемого багажа до 20 кг на рейсах малой и средней дальности. На дальнемагистральных рейсах пассажиры бизнес-класса вправе провезти до 30 кг багажа и до 32 кг спортивного инвентаря.

На рейсах в США или Канаду и обратно пассажирам экономического класса допускается провозить до 23 кг багажа, бизнес-класса — до 32 кг.

Участники бонусной программы Topbonus Silver или Gold вправе провозить багаж до 30 кг, а также до 32 кг спортивного инвентаря бесплатно.

В случае превышения установленных норм, за провоз багажа взимается дополнительная плата:

  1. Рейсы по Европе (кроме РФ, Турции и Канарских островов) — €15 за кг.
  2. Рейсы в Турцию, Северную Африку, Мадейру, Канары, Россию, Исландию — €20 за кг.
  3. Рейсы в ОАЭ, Израиль — €25 за кг.
  4. Рейсы в Африку, Азию, Карибские острова, Мексику — €30 за кг.
  5. Рейсы в США и Канаду — от €50 за единицу багажа.

Регистрация

Немецкая национальная авиакомпания Air Berlin

Регистрация на рейсы Air Berlin происходила двумя способами:

  1. Онлайн: на официальном сайте/через приложение.
  2. В аэропорту: на стойке регистрации.

Важно. Онлайн-регистрация доступна только для путешественников без сдаваемого багажа.

Онлайн-регистрация открывалась за 30 часов и закрывалась за 2 часа до запланированного вылета. Для регистрации вводятся номер брони и фамилия пассажира. Затем пассажир вправе выбрать место и распечатать посадочный талон.

Регистрация в аэропорту начиналась за два часа и заканчивалась за 40 минут до вылета. Пассажиры бизнес-класса регистрировались на отдельной стойке.

Отзывы пассажиров

За время своего существования авиакомпания пользовалась широким спросом у путешественников и собрала различные отзывы.

Сергей Костюшкин, Москва: «Очень удобные самолеты, заполненные не полностью, что позволяет занять пару мест и устроиться поудобнее. Места для ног достаточно. Кормят часто и вкусно. Персонал внимательный и отзывчивый. При длительном полете выдают travel-пакет со всем необходимым: повязка на глаза, зубная паста, носки».

Дмитрий Свердлов, Берлин: «Летал с а/к Air Berlin многократно, как из России, так и по Западной, Центральной и Южной Европе, точно не менее 100 раз. Жаль, что в наиболее дешевом тарифе багаж более не входит в стоимость, но это общая тенденция. Важный плюс: множество рейсов, дублирующих национальных перевозчиков, в Эйр Берлин можно взять билеты дешевле.

Часто проводятся акции. Питание разное, в зависимости от направления. Можно относительно недорого (по европейским меркам) заказать отдельные блюда приличного качества. Персонал всегда вежлив и внимателен. Самолеты новые. Расстояние между креслами вполне приемлемое. Мой рост 185 см, сложностей не возникало. А/к продает за доплату более комфортабельные места у аварийных выходов, но никогда их не брал и особого смысла в этом не вижу. Пунктуальная. За все мои путешествия с этой а/к значительная задержка вылета/прилета (час и более) случалась лишь однажды и то по объективным погодным причинам».

Артем Лебедский, Санкт-Петербург: «Довелось как-то летать несколько раз авиакомпанией Эйр Берлин из Хельсинки в Берлин. Выбор пал на эту компанию по принципу цена-качество. Цены очень низкие, что естественно не могло радовать, в отличии от цен на билеты из родного Пулково. ЭйрБерлин считается лоукостером, поэтому пока летите, никого сверхсервиса не будет, да в принципе и не надо, так как до Берлина лететь всего два часа. Пилоты работают превосходно, взлет и посадка очень мягкие, стюарды приветливы и заботливы, авиапарк по возрасту средний, самолеты чистые.

Единственный минус — время вылета не всегда соблюдается по графику, но в полете пилоты стараются нагнать время. Так как авиакомпания бюджетная,то питание можно приобрести за дополнительную плату, а прохладительные напитки раздают бесплатно. Есть ещё один приятный бонус, если пассажиров летит немного, то можно бесплатно сдать дополнительный багаж, у меня так было в Берлине. В целом достойная авиакомпания, которую можно порекомендовать друзьям».

Немецкая национальная авиакомпания Air Berlin

Репутация и последние новости

Авиакомпания начала процедуру банкротства после отказа основного акционера Air Berlin — национальной авиакомпании ОАЭ Etihad Airways — о финансовой помощи. Etihad владела 29,2% Air Berlin.

До этого компания принимала мере по сокращению издержек, среди которых лизинг части аэрофлота компании Lufthansa. Но в период с 2011 по 2017 годы убытки авиакомпании составили €2,7 млрд, чистый долг достиг отметки €1,2 млрд.

Главной причиной банкротства компании считается высокая конкуренция со стороны бюджетных перевозчиков, в частности Ryanair, который активно развивал свой бизнес на немецком рынке. Высокие издержки и неспособность адаптироваться к современным авиационным реалиям также поспособствовали гибели компании.

Заключение

Air Berlin долгое время сочетал в себе преимущества низких цен бюджетного перевозчика с превосходным обслуживанием классической авиакомпании. Однако подобная политика, несмотря на всю выгоду, которую она приносит клиентам, оказалась нежизнеспособной в современных условиях рынка авиации, где царит высокая конкуренция и требуется быстрая адаптация к новым условиям.

Оставить комментарий

четыре × три =