Далеко не все авиакомпании бюджетных авиаперевозок стремятся обеспечить комфорт как для представителей экономического класса, так и для путешественников с более высоким уровнем достатка. Одной из компаний, сочетающих высококлассный сервис и низкую цену, была Air Berlin.
В этой статье вы узнаете, как и почему она стала второй по величине авиакомпанией в Германии и третьей по пассажиропотоку в Европе, и по каким причинам прекратила свою деятельность.
Содержание
Что это за авиакомпания
Air Berlin — немецкий авиаперевозчик, второй по величине после Lufthansa. Air Berlin сформировала альянс Airberlin Group с такими бюджетными компаниями, как Niki (Австрия), Belair (Швейцария) и LTU International (Германия). Главные аэропорты — Тегель (Берлин) и Дюссельдорф. Компания была членом альянса OneWorld.
История
Первоначально компания была зарегистрирована под именем Air Berlin USA. Она была основана в 1978 году как дочерняя компания американского предприятия Lelco, находящегося в штате Орегон. Цель авиакомпании — совершать чартерные перелеты от лица немецких туристических операторов из Берлина преимущественно в страны Средиземноморья.
В числе основателей компании были:
- Ким Лундгрен — бывший авиационный инженер Pan American World Airways.
- Джон МакДоналд — бывший менеджер чартерной американской компании Saturn Airways в 1960-х, бывший главный менеджер Europe и вице-президент Modern Air с 1968 по 1974 год.
- Морт Бейер — бывший исполнительный директор Modern Air с 1967 по 1971 год, президент National Air Carrier Association в 1971 году и основатель авиационного центра по консультациям США — Avmark.
Так как компания была в собственности США, Air Berlin имел доступ к западноберлинским направлениям. После того, как компания получила лицензию и приобрела два самолета Boeing 707, Air Berlin USA начала обслуживание рейсом Берлин-Пальма-де-Мальорка 28 апреля 1979 года. В 1981 году Air Berlin USA начала совершать еженедельные регулярные рейсы Берлин-Брюссель-Орландо.
После объединения Германии произошли серьезные изменения на авиационном рынке Европы, в частности в Берлине. Германские авиалинии получили доступ к небу над столицей. В 1991 году Air Berlin, который насчитывал 90 сотрудников, был переформирован в Air Berlin GmbH & Co. Luftverkehrs KG — немецкую авиакомпанию, которая привлекла ряд немецких инвесторов.
В 2002 году авиакомпания расширила сеть направлений в Лондон, Барселону, Милан и Вену. Помимо берлинского аэропорта Тегель, было открыто шесть направлений внутри Германии: Дортмунд, Дюссельдорф, Гамбург, Мюнстер, Нюрнберг и Липпштадт, которые до этого обслуживались только растущими европейскими лоукост-компаниями. В противовес им Air Berlin провозгласил себя как «полу-лоукостер» — авиакомпания предлагала питание на борту и опцию бесплатного выбора места.
В марте 2007 года Air Berlin поглотила немецкую компанию LTU, получив доступ к дальнемагистральным направлениям и став четвертой авиакомпанией Европы по количеству пассажиров.
В апреле 2010 года Air Berlin стала сотрудничать с российской авиакомпанией S7 и совершать перелеты через Москву в Иркутск, Пермь и Ростов.
В июле 2010 года компания объявила о присоединении к альянсу OneWorld. К 20 марта 2012 года присоединение было завершено. Маршрутная сеть OneWorld предлагала более 800 направлений по 150 странам.
В апреле 2016 года Air Berlin объявила о рекордной потере в размере €446 млн за 2015 год. Среди причин потери прибыли были: долг, превышающий €800 млн; непоследовательная стратегия по открытию новых направлений и рекламе; смены исполнительных директоров; неудачные переговоры по поводу закупки топлива и жесткая конкуренция на рынке авиации.
28 сентября 2016 года Air Berlin объявила о новой стратегии, которая включала в себя сокращение направлений от 140 до 70, фокус на аэропорты Берлина, Дюссельдорфа, Штутгарта и Мюнхена, ориентировку на путешественников бизнес-класса, внутренние перелеты, а также рейсы в Италию, Скандинавские страны и Восточную Европу.
9 октября 2017 года Air Berlin объявил своим сотрудникам о намерении прекратить все воздушные операции из-за потери прибыли и инициировании процедуры банкротства. 28 октября 2017 года компания выполнила свой последний запланированный рейс Мюнхен-Берлин и прекратила деятельность.
Особенности
В 2001 году Air Berlin и Hapag-Lloyd Flug стали первыми авиакомпаниями в мире, которые начали использовать Boeing 737-800. Эта модернизированная модель значительно сократила топливооборот во время перелетов.
В ноябре 2001 года перелет Boeing 737-800 установил рекорд: он пролетел 8345 км без остановки из Сиэтла в Берлин за 9 часов 10 минут.
В январе 2013 года был представлен первый Airbus A330-200, оснащенный полностью раскладывающимися в кровати креслами в бизнес классе.
Air Berlin тренировала пилотов с 2007 года в учебном центре TFC Käufer flight school. Обучение пилота пассажирских перевозок занимало около 24 месяцев. Летная школа Air Berlin стала первой школой в Германии, награжденной лицензией от Германского Департамента Авиации за новую концепцию по подготовке бортовых работников в феврале 2009 года.
Air Berlin имел собственную компанию по обслуживанию авиалайнеров — Airberlin Technik. Предприятие по техническому оснащению имела приблизительно 1200 работников, обеспечивая обслуживание Air Berlin и других европейских авиакомпаний.
Преимущества и недостатки
Эйр Берлин выбирали за:
- Бюджетные перелеты из Москвы и Санкт-Петербурга в города Германии и Европы или в другие части света со стыковкой в Берлине.
- Наличие сайта на русском языке.
- Бесплатное питание и напитки независимо от класса обслуживания.
- Высокие показатели точности и пунктуальности перелетов.
- Надежность и безопасность авиаперевозчика.
- Комфортабельные кресла.
- Удобную регистрацию.
- Лояльные требования по перевозу ручной клади и сдаваемого багажа.
- Наличие собственной бонусной программы.
Минусы перевозчика:
- Ограничения по перевозу сдаваемого багажа на тарифе Economy Light.
- Слабая разница между экономическим и бизнес классами.
- Узкий набор дополнительных услуг.
Общая информация
Air Berlin владела внушительным по размерам и разнообразию моделей самолетов авиа парком и разнообразием направлений по всему миру.
Флот
Air Berlin использовала следующие типы авиалайнеров:
- Airbus A319-100: 150 мест — 11.
- Airbus A320-200: 174 места — 58.
- Airbus A321-200: 210 мест — 21.
- Airbus A330-200: 303 места — 14.
- Airbus A330-300 — 3.
- BAe 146-200 — 3.
- Boeing 707 — 2.
- Boeing 737-200 — 5.
- Boeing 737-300 — 11.
- Boeing 737-400 — 13.
- Boeing 737-700: 144 места — 5.
- Boeing 737-800: 186 мест — 11.
- Bombardier Dash 8 Q400: 76 мест — 17.
- Embraer 190 — 3.
- Fokker 100 — 18.
Направления перелета
До своего банкротства Аэр Берлин совершала регулярные и сезонные рейсы по пяти регионам:
- Африка:и Алжир, Египет, Кения, Марокко, Намибия, Южная Африка, Тунис.
- Северная Америка: США, Канада, Мексика, Куба, Багамские острова, Ямайка, Доминиканская Республика.
- Ближний Восток: ОАЭ, Ирак, Израиль.
- Азия: Китай, Индия, Камбоджа, Мальдивские острова, Сингапур, Таиланд.
- Европа: Австрия, Армения, Болгария, Хорватия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Косово, Мальта, Черногория, Норвегия, Нидерланды, Польша, Португалия, Великобритания, Румыния, Россия, Испания, Сербия, Швеция, Швейцария, Турция.
Авиакомпания совершала стыковочные рейсы вместе с:
- American Airlines (США).
- Bangkok Airways (Таиланд).
- British Airways (Великобритания).
- Finnair (Финляндия).
- Hainan Airlines (Китай).
- NIKI (Австрия).
- S7 Airlines (Россия).
- Pegasus Airlines (Турция).
Классы обслуживания
Авиакомпания обслуживала клиентов в двух классах: бизнес и экономическом.
Преимущества бизнес-класса:
- Перелет на комфортабельных кожаных креслах, расстояние между рядами — 137 см.
- Широкий выбор питания, закусок и напитков на протяжении перелета.
- Наличие сенсорного экрана с бортовыми развлечениями.
- Отдельная стойка регистрации с экспресс-обслуживанием.
- Право провоза две единицы ручной клади вместо одной.
- Приоритетная загрузка багажа.
- Получение 200% цены билета в качестве бонусных миль.
- Доступ в VIP-залы ожидания в 22 немецких и международных аэропортах.
- Предоставление трансфера на лимузине при путешествии в Бангкок, Таиланд или из него.
Важно. На дальнемагистральных рейсах кресла обоих классов оборудованы сенсорными экранами с развлекательной мультимедийной системой. Всем пассажирам предоставляются комплекты для сна.
Air Berlin предлагала пассажирам следующие тарифные опции:
- Economy Light — перелет с одной единицей ручной клади, билет возврату и обмену не подлежит.
- Economy Saver — перелет с одной единицей ручной клади и сдаваемого багажа, билет возврату и обмену не подлежит.
- Economy Classic — перелет с одной единицей ручной клади, сдаваемого багажа и спортивного инвентаря, бесплатный выбор места, возможен обмен билета с дополнительным сбором, возврату не подлежит.
- Economy Flex — перелет с одной единицей ручной клади и спортивного инвентаря, двумя единицами сдаваемого багажа, бесплатный выбор места, обмен и возврат с дополнительным сбором.
- Business Saver — перелет с двумя единицами ручной клади и сдаваемого багажа, одной единицей спортивного инвентаря, бесплатный выбор места, билет возврату и обмену не подлежит.
- Business Flex/Classic — перелет с двумя единицами ручной клади и сдаваемого багажа, одной единицей спортивного инвентаря, бесплатный выбор места, обмен и возврат с дополнительным сбором.
Основные и дополнительные услуги
Авиакомпания разработала собственную программу лояльности — TopBonus. Она позволяла получать бонусные баллы-мили за совершенные рейсы. Баллы можно было потратить на покупку нового билета по всему миру или на повышение класса обслуживания до бизнес класса. После вступления в OneWorld участники бонусной программы получили доступ в премиум залы ожидания, а также тратить баллы на рейсы участников альянса.
Перечень дополнительных услуг компании:
- Питание на заказ: вегетарианские, кошерные, диетические и т. п. блюда.
- Провоз сверхнормативного багажа — от €20.
- Перевоз домашних животных: в салоне — от €30, в багажном отсеке — от €75.
Важно. Собаки-поводыри провозятся бесплатно в салоне самолета.
Стоимость авиабилетов
Цены на билеты Air Berlin по наиболее популярным для россиян направлениям (цены за 2015 год):
- Цюрих-Москва — от ₽11264.
- Москва-Бранденбург — от ₽11654.
- Москва-Вена — от ₽11935.
- Москва-Копенгаген — от ₽11935.
- Москва-Стокгольм — от ₽11935.
- Афины-Москва — от ₽17998.
- Амстердам-Москва — от ₽14440.
- Москва-Париж — от ₽14440.
- Калининград-Париж — от ₽11935.
- Аликанте-Москва — от ₽19702.
- Сочи-Стамбул — от ₽15047.
- Москва-Гран-Канария — от ₽19989.
Официальный сайт
Так как авиакомпания больше не функционирует ее официальный сайт не работает. Он хранится в архиве. Сайт был представлен на 16 языках, в том числе и на русском. На сайте был представлен удобный сервис по поиску, бронированию и покупке авиабилетов, а также приобретению услуг партнеров: аренда автомобилей и бронирование гостиниц.
Руководство авиакомпании
Штаб-квартира авиакомпании располагалась в Берлине. Последним исполнительным директором компании был Томас Винкельманн.
Нюансы
Авиакомпания имела лояльные условия по нормам перевоза багажа и бесплатную регистрацию.
Правила провоза багажа
Каждый пассажир вправе провезти одну единицу ручной клади на борту самолета. Максимальный вес — 6 кг/8 кг с ноутбуком, габариты — 55x40x20 см. Пассажиры бизнес класса имеют право провозить две единицы ручной клади, но это правило не распространяется на рейсы в США/Канаду и обратно.
На борту самолета запрещено перевозить:
- Взрывчатые и огнеопасные вещества.
- Огнестрельное или холодное оружие.
- Острые, колющие предметы: ножи, ножницы.
- Ядовитые, радиоактивные вещества и кислоты.
- Предметы, превышающие установленные авиакомпанией габариты.
Согласно нормам провоза багажа компании, каждый пассажир имел право провезти одну единицу сдаваемого багажа до 20 кг на рейсах малой и средней дальности. На дальнемагистральных рейсах пассажиры бизнес-класса вправе провезти до 30 кг багажа и до 32 кг спортивного инвентаря.
На рейсах в США или Канаду и обратно пассажирам экономического класса допускается провозить до 23 кг багажа, бизнес-класса — до 32 кг.
Участники бонусной программы Topbonus Silver или Gold вправе провозить багаж до 30 кг, а также до 32 кг спортивного инвентаря бесплатно.
В случае превышения установленных норм, за провоз багажа взимается дополнительная плата:
- Рейсы по Европе (кроме РФ, Турции и Канарских островов) — €15 за кг.
- Рейсы в Турцию, Северную Африку, Мадейру, Канары, Россию, Исландию — €20 за кг.
- Рейсы в ОАЭ, Израиль — €25 за кг.
- Рейсы в Африку, Азию, Карибские острова, Мексику — €30 за кг.
- Рейсы в США и Канаду — от €50 за единицу багажа.
Регистрация
Регистрация на рейсы Air Berlin происходила двумя способами:
- Онлайн: на официальном сайте/через приложение.
- В аэропорту: на стойке регистрации.
Важно. Онлайн-регистрация доступна только для путешественников без сдаваемого багажа.
Онлайн-регистрация открывалась за 30 часов и закрывалась за 2 часа до запланированного вылета. Для регистрации вводятся номер брони и фамилия пассажира. Затем пассажир вправе выбрать место и распечатать посадочный талон.
Регистрация в аэропорту начиналась за два часа и заканчивалась за 40 минут до вылета. Пассажиры бизнес-класса регистрировались на отдельной стойке.
Отзывы пассажиров
За время своего существования авиакомпания пользовалась широким спросом у путешественников и собрала различные отзывы.
Сергей Костюшкин, Москва: «Очень удобные самолеты, заполненные не полностью, что позволяет занять пару мест и устроиться поудобнее. Места для ног достаточно. Кормят часто и вкусно. Персонал внимательный и отзывчивый. При длительном полете выдают travel-пакет со всем необходимым: повязка на глаза, зубная паста, носки».
Дмитрий Свердлов, Берлин: «Летал с а/к Air Berlin многократно, как из России, так и по Западной, Центральной и Южной Европе, точно не менее 100 раз. Жаль, что в наиболее дешевом тарифе багаж более не входит в стоимость, но это общая тенденция. Важный плюс: множество рейсов, дублирующих национальных перевозчиков, в Эйр Берлин можно взять билеты дешевле.
Часто проводятся акции. Питание разное, в зависимости от направления. Можно относительно недорого (по европейским меркам) заказать отдельные блюда приличного качества. Персонал всегда вежлив и внимателен. Самолеты новые. Расстояние между креслами вполне приемлемое. Мой рост 185 см, сложностей не возникало. А/к продает за доплату более комфортабельные места у аварийных выходов, но никогда их не брал и особого смысла в этом не вижу. Пунктуальная. За все мои путешествия с этой а/к значительная задержка вылета/прилета (час и более) случалась лишь однажды и то по объективным погодным причинам».
Артем Лебедский, Санкт-Петербург: «Довелось как-то летать несколько раз авиакомпанией Эйр Берлин из Хельсинки в Берлин. Выбор пал на эту компанию по принципу цена-качество. Цены очень низкие, что естественно не могло радовать, в отличии от цен на билеты из родного Пулково. ЭйрБерлин считается лоукостером, поэтому пока летите, никого сверхсервиса не будет, да в принципе и не надо, так как до Берлина лететь всего два часа. Пилоты работают превосходно, взлет и посадка очень мягкие, стюарды приветливы и заботливы, авиапарк по возрасту средний, самолеты чистые.
Единственный минус — время вылета не всегда соблюдается по графику, но в полете пилоты стараются нагнать время. Так как авиакомпания бюджетная,то питание можно приобрести за дополнительную плату, а прохладительные напитки раздают бесплатно. Есть ещё один приятный бонус, если пассажиров летит немного, то можно бесплатно сдать дополнительный багаж, у меня так было в Берлине. В целом достойная авиакомпания, которую можно порекомендовать друзьям».
Репутация и последние новости
Авиакомпания начала процедуру банкротства после отказа основного акционера Air Berlin — национальной авиакомпании ОАЭ Etihad Airways — о финансовой помощи. Etihad владела 29,2% Air Berlin.
До этого компания принимала мере по сокращению издержек, среди которых лизинг части аэрофлота компании Lufthansa. Но в период с 2011 по 2017 годы убытки авиакомпании составили €2,7 млрд, чистый долг достиг отметки €1,2 млрд.
Главной причиной банкротства компании считается высокая конкуренция со стороны бюджетных перевозчиков, в частности Ryanair, который активно развивал свой бизнес на немецком рынке. Высокие издержки и неспособность адаптироваться к современным авиационным реалиям также поспособствовали гибели компании.
Заключение
Air Berlin долгое время сочетал в себе преимущества низких цен бюджетного перевозчика с превосходным обслуживанием классической авиакомпании. Однако подобная политика, несмотря на всю выгоду, которую она приносит клиентам, оказалась нежизнеспособной в современных условиях рынка авиации, где царит высокая конкуренция и требуется быстрая адаптация к новым условиям.