Обзор самолета Белый лебедь (ТУ-160): технические характеристики и возможности

Самолет Ту-160 (Белый лебедь) – сверхзвуковой тяжелый стратегический бомбардировщик с переменной дальностью полета. Это не только самый большой и тяжелый сверхзвуковой военный самолет из когда-либо созданных (уступает только Валькирии XB-70 по общей длине), но и, пожалуй, самый грациозный.

Общая информация о самолете

Ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 предназначен для поражения объектов в удаленных географических районах и глубоком тылу. Белый лебедь – это самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет. Из его особенностей стоит отметить изменяемую геометрию крыла и самый большой вес среди бомбардировщиков.

Обзор самолета Белый лебедь (ТУ-160): технические характеристики и возможности

Другие названия

За плавность линий и грациозный внешний вид Ту-160 прозвали Белым лебедем (Belyy Lebed, White Swan). В кодификации НАТО этот стратегический бомбардировщик называется Blackjack (Блэкджек).

История происхождения

Самолет был разработан конструкторским бюро Туполева в СССР в 1970-х гг., а предыстория его создания началась в 1967-ом. В тот год правительство поручило оборонной промышленности подготовить проект принципиально нового дальнего бомбардировщика.

Интересный факт! Изначально в проектировании новой машины участвовало три конструкторских бюро: П. О. Сухого, В. М. Мясищева и А. Н. Туполева. Инженеры каждого из них подготовили свои проекты, и комиссия, рассмотрев все, поручила итоговую доработку самолета КБ А. Н. Туполева.

Окончательное решение о создании бомбардировщика под обозначением Ту-160 вместе с общим техническим заданием, оговаривавшим требуемые характеристики, было зафиксировано в декабре 1975 года специальным постановлением правительства СССР.

Прототип Ту-160 был сфотографирован случайным пассажиром на аэродроме Жуковский в ноябре 1981 года, примерно за месяц до первого полета самолета 18 декабря 1981 года. Производство было запущено в 1984 году на базе Казанского авиационного ПО.

Особенности конструкции

Обзор самолета Белый лебедь (ТУ-160): технические характеристики и возможности

Самолет Ту-160 представляет собой интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности. Конструкция оснащена трехопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Кабина у истребителя общая для всех четырех членов экипажа (командир и пилот – на передних креслах, бомбардир и офицер-оборонщик – позади них).

Справка. Низкоплан – это самолет, крыло в котором проходит через нижнюю половину фюзеляжа.

Одна из основных особенностей конструкции – поворотное крыло переменной стреловидности. Угол наклона передней кромки изменяется в диапазоне от 20° до 65°. Механизация крыла включает предкрылки и двухщелевые закрылки, для контроля крена есть интерцепторы и флапероны.

Бомбардировщик оснащен четырьмя двухконтурными турбовентиляторными двигателями НК-32, созданными на Куйбышевском моторном заводе. Двигатели установлены попарно в мотогондолах в нижней части фюзеляжа.

Основные материалы, применяемые при изготовлении Ту-160 – это титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы.

Топливные емкости машины вмещают 130 тонн топлива, что обеспечивает 15-часовую дальность полета без дозаправки при скорости около 850 км/ч. Бомбардировщик также оборудован системой дозаправки в полете для дальних перелетов.

Технические характеристики

Обзор самолета Белый лебедь (ТУ-160): технические характеристики и возможности

Общие технические характеристики машины:

  • экипаж: 4 человека (пилот, второй пилот, бомбардир, офицер оборонительных систем);
  • длина: 54,1 м;
  • размах крыльев: при 20° – 55,7 м, при 65° – 35,6 м;
  • высота: 13,1 м;
  • площадь крыла: 400 кв. м;
  • вес без топлива и вооружения: 110 000 кг;
  • вес с топливом и вооружением: 267 600 кг;
  • максимальный взлетный вес: 275 000 кг;
  • силовая установка: четыре турбореактивных двигателя NK-321.

Летно-технические характеристики:

  • максимальная скорость: 2220 км/ч;
  • крейсерская скорость: 960 км/ч;
  • дальность полета: 12 300 км;
  • дальность боя: 2 000 км;
  • динамический потолок: 16 000 м;
  • скорость набора высоты: 70 м/с;
  • нагрузка на крыло: 742 кг/кв. м;
  • отношение тяги к массе: 0,37.

Вооружение

В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещается различное вооружение общей массой стандартно – 22 500 кг, максимально – до 40000 кг и две внутренние поворотные пусковые установки на шесть крылатых ракет Raduga Kh-55SM / 101/102/555 (первичное вооружение) или 12 AS-16 Kickback с ядерными ракетами малой дальности.

Производство

Серийное производство Белого лебедя было запущено в 1984 году на базе Казанского авиационного производственного объединения. К 1994 году была выпущена 41 машина. Затем производство было приостановлено до начала 2000-х.

Новые самолеты, выпущенные в 2000-х, оснащены модернизированными двигателями НК-32 для Ту-160. Новые двигатели отличают увеличенный физический ресурс и повышенная надежность.

В апреле 2008 года в Казани состоялась церемония передачи нового самолета на вооружение Военно-воздушных сил Российской Федерации. Новый самолет получил имя Виталия Копылова (в честь бывшего директора КАПО) и включен в состав 121-го Гвардейского авиационного Севастопольского Краснознаменного тяжелого бомбардировочного полка, базирующегося в Энгельсе.

В декабре 2018 заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко заявил о начале производства на Казанском авиационном заводе первых модернизированных Ту-160М2. Ожидается, что первый такой бомбардировщик поступит на вооружение в 2021 году.

Где и как эксплуатируется

Обзор самолета Белый лебедь (ТУ-160): технические характеристики и возможности

Стратегический бомбардировщик Белый лебедь – часть самолетного парка ВВС России. Он совершает вылеты на патрулирование и дежурство в воздухе (как привило, без оружия на борту).

В реальных боевых условиях самолет использовался для нанесения ударов по террористам на территории Сирии. Первый такой эпизод состоялся 17 ноября 2015 года. Здесь боевое применение бомбардировщика проходило в полигонных условиях, без противодействия со стороны противника.

На данный момент 16 самолетов уже числится на вооружении России; сколько модернизированных Ту-160М2 поступит на вооружение в ближайшие годы, пока не раскрывается, но ожидается, что их будет около 50.

Различные модификации

Модификации Белого лебедя включают:

  1. Ту-160 – производственная версия.
  2. Ту-160S – это обозначение используется для серийных Ту-160 при необходимости отделить их от всех опытных образцов.
  3. Ту-16 – предлагаемая версия на жидком водороде.
  4. Ту-160 НК-74 – предлагаемая модернизированная версия с двигателями НК-74.
  5. Ту-160М – модернизированная версия с новым вооружением и улучшенной электроникой, которые увеличивают боевую эффективность машины.
  6. Ту-160П (Ту-161) – предлагаемая версия истребителя сопровождения, перехватчика очень большой дальности.
  7. Ту-160Р – предлагаемая версия для стратегической разведки.
  8. Ту-160СК – модификация, предназначенная для запуска спутников при помощи системы Бурлак.
  9. Ту-160М2 – модернизированная версия с малозаметным покрытием, более мощными и эффективными двигателями, обеспечивающими большую дальность действия, новую авиационную радиоэлектронику, кабину, системы связи и управления, а также ряд новых видов оружия.

Авиационный комплекс Бурлак

Обзор самолета Белый лебедь (ТУ-160): технические характеристики и возможности

Отдельного упоминания заслуживает Ту-160СК – модификация машины для размещения системы Бурлак, предназначенной для запуска на орбиту космических аппаратов.

Сокращение объемов строительства военной техники в начале 90-х заставило конструкторов искать Ту-160 новое, гражданское применение. Специалисты КБ Туполева совместно с КБ Радуга и Московским энергетическим институтом авиационных систем разработали проект авиационного комплекса Бурлак. Он предназначался для запуска на околоземные орбиты коммерческих искусственных спутников.

Комплекс включает самолет-носитель Ту-160СК (доработанный серийный Ту-160), ракету-носитель Бурлак и средства наземного обслуживания, подготовки и обработки информации.

Ракету весом в 20 тонн планировалось подвешивать под фюзеляж самолета. При этом максимальная масса выводимого на орбиту составляла 800-850 кг, а стоимость запуска с помощью комплекса по расчетам была в 2-2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъемности ракет с вертикальным наземным стартом.

Преимущества и недостатки

Обзор самолета Белый лебедь (ТУ-160): технические характеристики и возможности

Несмотря на то, что Ту-160 был разработан более 40 лет назад, по многим характеристикам ему до сих пор нет равных. В частности, к преимуществам бомбардировщика относят внушительную грузоподъемность (до 45 тонн), непревзойденную скорость полета (до 2200 км/ч), боевой радиус (до 7300 км у модернизированной версии), высокий уровень надежности машины.

Из минусов Белого лебедя отмечают отсутствие стелс-технологий, что делает самолет более уязвимым для радаров противника.

Это интересно:

 

Авиапарк самолетов Пегас Флай (Pegas Fly)

 

Парк самолетов «Белавии» — белорусской авиакомпании

 

Парк самолетов авиакомпании Норд Винд

Заключение

Ту-160 – это наиболее совершенный российский стратегический бомбардировщик, развивающий скорость до 2200 км/ч. По этому и некоторым другим показателям он превосходит аналогичные самолеты, принятые на вооружение в других странах.

В настоящее время бомбардировщики проходят модернизацию: борта оснащают новой радиоэлектронной аппаратурой, позволяющей применять высокоточное неядерное оружие. Кроме того, планируется начать производство модернизированной версии Белого лебедя Ту-160М2.

Оставить комментарий