Как известно, у аэропортов есть так называемые коды аэропортов по ИКАО. Помимо этого есть еще коды аэропортов ИАТА. То есть у любого аэропорта мира есть два таких индекса. Но зачем они нужны? И какую роль играют? ИКАО — это Международная организация гражданской авиации. ИАТА — Международная ассоциация воздушного транспорта.
Обе регулируют вопросы, напрямую касающиеся безопасности перелетов и разработки международных стандартов в области коммерческих перелетов.
Содержание
Расшифровка кодов аэропортов ИКАО
Коды ИКАО аэропортов мира и ИАТА — это индексы, используемые авиалиниями и прочими организациями.
ИКАО состоит из четырех букв, он используется для передачи метеорологической и аэронавигационной информации по аэропортом, а также для идентификации аэропортов на радионавигационных картах.
Первые две из них — это регион, в котором расположен аэродром. Самая первая — это континент или его часть. Так, например, Е — это Северная Европа, L — это Центр и Юг Европы.
Еще это может быть первая буква названия страны, если она очень большая в территориальном плане. Для США — это К, Австралия — Y, а С — это Канада.

Первые буквы кодов ИКАО некоторых стран.
Есть, конечно, буквы, которые вы никогда не встретите вначале индекса — I, J, Q и X.
Вторая — это название страны аэродрома. Германия обозначается ЕD, а Россия — U.
Последние две или три буквы (это для больших стран) и являются обозначениями собственно аэродрома. Например, код ИКАО аэропорта Шереметьево — это UUEE.
Если у аэропорта нет своего индекса по ИКАО, то используют следующий — ZZZZ.
Индексы по ИКАО в России
У СССР была своя буква вначале индекса — U, как для большой страны. Теперь она и используется, но для стран, вышедших из СССР, как для Эстонии и Латвии первые буквы кода поменялись на EE и EV.
В России до сих пор в ходу обозначения аэропортов, которые состоят из 4 букв кириллицы.
В нескольких случаях индексы ИКАО изменены на русские, по соглашению между двумя организациями. Несмотря на их наличие, внутренние кода все еще ходят в обращении.
Значение кодов по ИТАО
Код по ИТАО имеет трехбуквенное обозначение. Он в использовании у агентств, торгующими авиабилетами, системами по их бронированию и прочими организациями, которые занимаются координацией коммерческих авиаперевозок.
Этот индекс не имеет своей собственной структуры и рассматривается, как один целый. Например, у Шереметьево — это SVO.

Внутри аэропорта «Шереметьево».
Если код перестает использоваться, то его назначают другому аэродрому.
Кстати, индексы ИАТА имеют не только аэродромы, но и вокзалы, и порты. Так, у Ленинградского вокзала — это ZKD.
Если у города есть более двух аэропортов, то у него есть свой индекс тоже. Например, у Москвы — MOW. Однако, в России есть города, которые по своему буквенному обозначению не совпадают с кодом. В чем причина?
Дело в том, что после изменения названия города, изменить сам индекс ИТАО — очень дорогое и длительное мероприятие.
После распада СССР у Санкт-Петербурга так и остался код — LED, у Самары — KUF.

Аэропорт Самары.
Есть случаи, когда как для города, так и для аэропорта используется тот же самый индекс. Это происходит в случае, когда в городе один крупный аэропорт. Так случилось с аэропортом “Пулково”, у которого он совпадает с кодом города.
У таких стран, как Америка или Канада индекс ИТАО был сформирован из ИКАО — просто убрали первую букву.
Внутренние коды России
В СССР была своя система кодирования, которую называли еще “сиреновской” (по названию соответствующей системы бронирования).
Это трехзначный индекс из букв кириллицы, построенный по тем же принципам, что и для ИТАО.
В остальном, система также полностью совпадала с ИТАО, но с одним отличием. После распада СССР названия городов изменились, а с ними изменились и внутренние коды. Так, у Санкт-Петербурга он теперь — СПТ.

Аэропорт «Пулково».
В 90х годах, когда перелеты стали осуществляться во многие страны мира, то и иностранным городам были присвоены внутренние коды. Так, у Барселоны — это БЦН.
Несколько интересных фактов
У аэропорта Уфы его внутренний индекс и индекс по ИКАО полностью совпадают. Единственный случай за всю историю гражданской авиации.
Киргизский город Ош имеет внутренний код — ОШШ, то есть он длиннее, чем название самого города.
У городов Саранск и Копенгаген коды по ИАТА совпадают — CPH. По этой причине иногда происходит путаница.