Обзор российской бюджетной авиакомпании «Добролет»

Появление лоукостеров сделало перелеты доступнее и комфортнее. Их главная особенность – низкая стоимость авиабилетов при незначительных ограничениях.

Один из отечественных перевозчиков, который предоставлял такие услуги – авиакомпания «Добролет» (Dobrolet). Поговорим о ней сегодня подробнее.

Авиакомпания «Добролет»

Лоукостер «Добролет» – это дочерняя организация «Аэрофлота». Компания отличилась коротким сроком своего существования – менее двух лет, а срок пассажирских перевозок и вовсе ограничился одним летним сезоном.

Компания подавала большие надежды – только в первые часы после открытия продаж пассажиры приобрели четыре тысячи билетов в Симферополь.

Обзор российской бюджетной авиакомпании "Добролет"

Базовым аэропортом стал «Шереметьево» (современное название – Международный аэропорт «Шереметьево» имени А.С. Пушкина).

История авиакомпании

История же предприятия насчитывает чуть меньше века. Первое упоминание о нем появляется в 1923 году, когда было создано Акционерное общество российского добровольного воздушного флота «Добролет». Его деятельность заключалась в организации внутренних и международных рейсов и развитии отечественной авиации.

Первая регулярная авиалиния открылась в том же году, по маршруту Москва – Нижний Новгород. Количество пассажиров на первом рейсе было скромным – всего четыре человека.

В 1932 году организация получила современное название «Аэрофлот». Спустя много лет руководство компании дало первоначальное название лоукостеру. Финансирование проекта началось в 2013 году.

Обзор российской бюджетной авиакомпании "Добролет"

Коммерческая деятельность стала осуществляться в июне 2014 года, но уже в июле против компании были введены санкции ЕС. Их причиной стал единственный на тот момент рейс Москва – Симферополь.

Европейский союз отмечал, что этот маршрут мог облегчить интеграцию Крыма в Российскую Федерацию. Суть санкций заключалась в запрете европейским компаниям обеспечивать «Добролет» доступом к финансовым реквизитам и заморозке активов российской организации на территории ЕС.

3 августа были отменены все авиаперевозки. Спустя год – в июле 2015 года – «Добролет» официально завершил свою деятельность.

Справка. За первый месяц услугами авиакомпании воспользовались 19 тысяч пассажиров. Коэффициент занятости пассажирских кресел составил 88,6% (тот же показатель «Аэрофлота» – 76,5%).

Руководство компании рассчитывало, что спустя 3-4 года после открытия капитализация превысит 1 млрд долларов, а к 2018 году «Добролет» перевезет более 10 млн пассажиров.

Тем не менее, на момент завершения деятельности пассажиропоток предприятия составлял только 65 тыс. человек.

Это интересно. «Добролет» успел стать известным среди россиян. О нем даже транслировали юмористические миниатюры в популярной программе «Comedy Club».

Флот

Руководство предполагало, что в год запуска рейсов в составе «Аэрофлота» будут восемь самолетов Boeing 737NG. В стратегии развития отмечалось увеличение количества воздушных судов до сорока к 2018 году.

Обзор российской бюджетной авиакомпании "Добролет"

Самолеты поставлялись непосредственно с завода Boeing. Каждый из них располагал только эконом-классом для 189 пассажиров.

После введения санкций европейские и американские партнеры компании, предоставлявшие лизинговые и страховые услуги, а также техническое обслуживание, аннулировали договоры.

Фактически флот «Добролета» состоял из двух самолетов Boeing 737-800 (переданы авиакомпании «Победа») и одного Sukhoi Superjet 100, который так и не осуществил ни одного перелета.

Маршрутная сеть

Компания предполагала осуществление перевозок из Москвы в Пермь, Волгоград, Самару, Уфу. Билеты на эти рейсы активно продавались, начало осуществления перелетов планировалось на август 2014 года.

В связи с завершением деятельности «Добролет» был вынужден отменить эти рейсы и вернуть клиентам деньги за билеты. Организацию некоторых рейсов взяли на себя «Оренбургские авиалинии».

Единственным выполняющимся рейсом остался Москва – Симферополь (и, соответственно, Симферополь – Москва). В СМИ отмечалось, что билеты в Крым субсидировались правительством Российской Федерации, и именно поэтому были такими дешевыми – от 999 руб.

Справка. В планах руководства были также такие направления: Архангельск, Екатеринбург, Казань, Санкт-Петербург, Сургут, Тюмень и др.

Обзор российской бюджетной авиакомпании "Добролет"

Услуги авиакомпании

Услуги «Добролета» ограничивались стандартным для лоукостеров перечнем. Некоторые предоставлялись за дополнительную оплату. Среди них были такие:

  • возможность выбрать место в салоне самолета;
  • дополнительный багаж;
  • приобретение страховки;
  • аренда автомобиля;
  • бронирование гостиницы;
  • возможность получить комфортное место (с большим пространством для ног);
  • приобретение билета на московский «Аэроэкспресс».

Компания предлагала своим клиентам услугу «Добролет 24». С ее помощью можно было найти выгодные билеты на свои перелеты, рейсы «Аэрофлота» и «Победы», а также других российских и иностранных авиалиний.

Сервис позволял купить авиабилеты и онлайн, узнать об акциях и скидках.

Обзор российской бюджетной авиакомпании "Добролет"

Преимущества и недостатки

Основные преимущества «Добролета»:

  • низкая стоимость авиабилетов – минимальная цена составляла 999 руб.;
  • тарифы на перелеты на 10-15% ниже тарифов «Аэрофлота»;
  • современный флот;
  • осуществление рейсов Москва – Симферополь, редких на тот момент в связи с политической ситуацией.

Основные недостатки авиакомпании:

  • ограниченная маршрутная сеть;
  • немногочисленный флот;
  • наличие только эконом-класса;
  • кресла в самолетах не откидывались;
  • билеты на популярное направление Москва – Симферополь часто были недоступны из-за высокого спроса.

Обзор российской бюджетной авиакомпании "Добролет"

Дальнейшая судьба

Правопреемником «Добролета» стал аналогичный лоукостер под названием «Победа». Он был основан 16 сентября 2014 года. Продажа билетов на первые шесть направлений была открыта 11 ноября 2014 года. Это были рейсы из Москвы в Волгоград, Сочи, Самару, Екатеринбург, Пермь, Тюмень и Белгород.

Минимальный тариф на перелеты остался прежним – 999 руб, не включая таксы и сборы.

Молодая авиакомпания базируется в аэропорту «Внуково» (сейчас – «Международный аэропорт «Внуково» имени А.Н. Туполева»).

Руководство

Руководителем авиакомпании «Добролет» с октября 2013 по май 2014 года был Владимир Горбунов. На этом посту его сменил Андрей Калмыков, позже ставший гендиректором правопреемника авиаперевозчика – лоукостера «Победа». Горбунов занял в компании должность зам. руководителя.

На этом посту он пробыл недолго – в декабре 2015 года его должность была сокращена советом директоров. В настоящее время Горбунов — гендиректор авиакомпании «Якутия».

Заключение

Авиакомпания «Добролет» – пример классического лоукост-перевозчика. Ограниченный набор услуг  компенсировался низкой стоимостью билетов.

На сегодняшний день авиакомпания «Победа» полностью заменила собой «Добролет», и она единственный авиаперевозчик такого типа в России.

Оставить комментарий

четырнадцать + 15 =