Boeing — крупнейший американский поставщик качественной авиационной техники для гражданской авиации. На протяжении более чем ста лет компания обеспечивает авиакомпании качественными, надежными и комфортабельными авиалайнерами.
Компания развивает и модернизирует каждую модель, чтобы обеспечить возрастающие требования к авиаперевозкам. Одна из последних усовершенствованных серий — Boeing 737 MAX —завоевала устойчивую популярность среди передовых национальных авиакомпаний по всему миру. В этой статье мы разберемся, почему, и узнаем технические характеристики самолета.
Содержание
Что это за самолет
Boeing 737 MAX 8 — узкофюзеляжный пассажирский самолет четвертого поколения моделей Boeing 737. Его главное отличие — более мощный двигатель CFM International LEAP-1B.
Производитель
Производитель воздушного судна — американская корпорация The Boeing Company. Это крупнейший производитель авиационной, космической и военной техники. Ведет деятельности с 1916 года.
Краткая история разработки и проектирования
Главный конструктор модели — Майкл Тил. Первый полет самолета был совершен 29 января 2016 года. С 22 мая 2017 года самолет стал эксплуатироваться для пассажирских авиаперевозок.
В 2010 Airbus — главный конкурент Boeing на рынке производства авиационной техники — объявил о запуске программы A320neo. Этот узкофюзеляжный самолет с новыми двигателями обеспечивал эргономичное использование топлива и длительную эксплуатацию. Многие авиакомпании оформили предзаказ на эту модель. В связи с этими обстоятельствами совет директоров Boeing одобрил проект Boeing 737 MAX 30 августа 2011 года.
Компания заявила, что новая модель обеспечит на 4% более экономичное использование топлива, чем Airbus A320neo. Это планировались сделать за счет увеличения размера вентиляторов, что в свою очередь увеличит вес самолета. Для уменьшения аэродинамического сопротивления потребовалась глубокая модернизация планера — структурной части самолета без силовой установки. На новом двигателе предусматривались внешние шевроны для снижения шума.
В кабине самолета изменений не планировалось. Вся внутренняя отделка Boeing Sky Interior со светодиодной подсветкой проходов и багажных полок сохранена.
Новая модель приобрела широкую популярность среди авиакомпаний. На нее поступило в общей сложности 2200 заказов от 47 компаний.
Технические характеристики
Авиалайнер Boeing 737 MAX 8 имеет следующие технические характеристики:
- Диаметр двигателя составляет 168 см.
- Тип двигателя — 2×CFM International LEAP-1B
- Общая длина самолета — 39,5 м.
- Размах крыла — 39,5 м.
- Площадь крыла — 127 м2.
- Высота самолета — 12,3 м.
- Крейсерская скорость — 842 км/ч.
- Максимальная взлетная масса — 82191 кг.
- Максимальная дальность полета — 6704 км.
- Емкость топливных баков — 25800 л.
- Максимальная высота полета — 12000 м.
- Пассажировместимость лайнера — 200 — только эконом; 162-175 — бизнес/эконом.
- Шаг кресел приравнивается 74 см в первом классе повышенной комфортности, 81 см в бизнес-классе, 91/81 см в экономическом классе.
- Ширина салона 354 см.
- Стоимость самолета составляет $117,1 млн.
Схема салона
Салон Boeing 737 MAX 8 оснащен тремя туалетными комнатами — два в хвостовой части и один в носовой. Кухни и помещения для персонала размещены в хвостовой части судна. Аварийные люки располагаются между 13 и 14 рядами.
Бизнес класс занимает первые пять рядов с общим количеством в 20 мест в компоновке два на два. С 7 до 29 ряд начинается экономический класс с компоновкой три на три.
На фото ниже представлена раскладка мест в салоне самолета.
Особенности посадочных мест
При выборе мест в салоне Boeing 737 MAX 8 обратите внимание на следующие нюансы:
- В бизнес-классе самые неудобные места — первый ряд, так как они находятся рядом с туалетными комнатами. В последнем ряду бизнес-класса может доносится шум из экономического класса.
- В экономическом классе места с увеличенным пространством для ног находятся в 7 ряду — первый ряд экономического класса перед перегородкой. В некоторых лайнерах эти места выдают пассажирам с детьми, так как перегородки оснащены детскими креслами.
- Кресла на 12 ряду имеют заблокированный механизм откидывания спинки кресла.
- Места у аварийных люков — 13-14 ряд — имеют расширенное пространство для ног.
- Места возле прохода 28 и 29 рядов считаются самыми неудобными для перелета из-за близости к туалетам. Спинки кресел последнего ряда не откидываются.
- С 10 по 16 ряд вид из окна скрыт крыльями воздушного судна.
В каких авиакомпаниях эксплуатируются
Boeing 737 MAX 8 относится к числу одной из наиболее продаваемой модели авиалайнера.
Boeing 737 MAX активно эксплуатируется следующими компаниями:
- Southwest Airlines (США) — 170.
- American Airlines (США) — 100.
- Alaska Airlines (США) — 20.
- Air Canada (Канада) — 33.
- WestJet (Канада) — 40.
- Aeromexico (Мексика) — 60.
- Gol Transportes Aéreos (Бразилия) — 60.
- Virgin Australia (Австралия) — 23.
- Monarch Airlines (Великобритания) — 50.
- Ryanair (Ирландия) — 100.
- Norwegian Air International (Норвегия) — 100.
- Icelandair (Исландия) — 9.
- TUI Travel (Германия) — 40.
- Travel Service Airlines (Чехия) — 3.
- Turkish Airlines (Турция) — 55.
- SunExpress (Турция) — 15.
- SkyUp Airlines (Украина) — 2.
- Международные авиалинии Украины (Украина) — 3.
- Белавиа (Беларусь) — 4.
- S7 Airlines (Россия) — 9.
- Utair (Россия) — 30.
- Уральские авиалинии (Россия) — 14.
- SCAT airlines (Казахстан) — 6.
- Flydubai (ОАЭ) — 75.
- SpiceJet (Индия) — 42.
- Lion Air (Индонезия) — 1.
- Garuda Indonesia (Индонезия) — 50.
- SilkAir (Сингапур) — 31.
- Nok Air (Таиланд) — 8.
- Air China (Китай) — 8.
- Okay Airways (Китай) — 6.
- Ethiopian Airlines (Эфиопия) — 20.
- Comair (ЮАР) — 8.
Преимущества и недостатки
Главные причины привлекательности самолета:
- Экономичное использование топлива.
- Низкий показатель загрязнения атмосферы благодаря минимальному впуску углерода.
- Вместительность.
- Комфортабельный салон.
- Наличие 15,6-дюймового сенсорного HD-экраном с разрешением 1080p с доступом к бортовым развлечениям.
Минусы модели:
- Зарегистрированы случаи сбоев системы управления.
- Сложность управления.
- На момент написания статьи (весна 2019) эксплуатация временно приостановлена из-за авиакатастрофы в Эфиопии.
Летные испытания
Летные испытания совершались при помощи четырех самолетов прототипов. Каждый тщательно тестировался для выявления проблем при эксплуатации. В модели Boeing 737 MAX 8 были внесены изменения в строение компрессора низкого давления, а также была видоизменена конструкция самолета. После полного выявления проблемных зон и их устранения самолет стал соответствовать нормативам регулярной коммерческой эксплуатации.
Репутация самолета
За время эксплуатации лайнер полюбился пассажирам за счет «небесного» успокаивающего интерьера, большой вместимости и комфортабельности. Отличные показатели эффективности и эргономичности самолета вывели модель в число одной из наиболее популярных среди авиакомпаний.
Оценка надежности
Производитель оценивает модель по высоким показателям надежности — до 99,8%. Однако из-за решения властей США о запрете эксплуатации всего семейства Boeing 737 MAX, производитель также принял решение о приостановке производства.
Система Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS) — помогает пилотам определить местоположение самолета в воздухе. Именно в этой системе были обнаружены сбои. Внедрение системы MCAS было необходимо, так как были увеличены двигатели самолета, из-за чего он стал поднимать нос вверх. MCAS регулирует отклонения самолета в воздухе и направляет нос вниз. Однако, как и любая автоматизированная система, она может дать сбой, что отразилось на репутации авиалайнера.
Происшествия и катастрофы
Boeing 737 MAX 8 печально известен двумя крупными крушениями по схожим обстоятельствам:
- 29 октября 2018 года — рейс индонезийской компании Lion Air потерпел крушение после 13 минут полета из Джакарты. 189 человек погибло.
- 10 марта 2019 года — самолет потерпел крушение спустя шесть минут после вылета из столицы Эфиопии — Аддис-Абебы. Все 157 человек погибли.
Последние новости
10 марта 2019 года в Эфиопии произошла серьезная авиакатастрофа с участием Boeing 737 MAX 8. После этого авиакомпании Китая приняли решения приостановить эксплуатацию этой модели. Администрация Гражданской Авиации Китая заметила сходство между авариями воздушного судна этой модели в Эфиопии и Индонезии авиакомпании Lion Air в октябре 2018 года.
12 марта 2019 года отказались от использования Боинг 737 MAX 8 Германия, Франция, Австрия и Великобритания. Вслед за ними закрыли воздушное пространство для этой модели остальные государства Евросоюза.
До точного выяснения причин авиакатастрофы в Эфиопии, от перевозок на Boeing 737 MAX 8 отказались Вьетнам, Индонезия, Монголия, Оман, Российская Федерация, Казахстан и Сингапур.
13 марта 2019 года Дональд Трамп объявил о запрете на эксплуатацию всех модификаций Boeing 737 MAX. Общее число стран, которые отказались от использования Boeing 737 MAX 8, превышает 40.
Федеральная Служба Авиации США изучила информацию со спутника и пришла к выводу, что катастрофа, произошедшая в октябре 2019 года в Индонезии, имеет схожий сценарий с рейсом Эфиопских авиалиний. По официальным данным черного ящика на борту Lion Air перед падением сенсоры на пульте управления выдавали ложную информацию, из-за который самолет накренился. Однако после происшествия в Индонезии Boeing направил инструкции по устранению проблем с датчиками.
Акции Boeing в связи с этими событиями просели в цене. В связи с запретом президента США на эксплуатацию Boeing 737MAX, Boeing приостановил поставки этой модели.
Отзывы пассажиров
Boeing 737 MAX 8 активно использовался в Северной Америке, Европе, Азии и Африке. Он имеет многочисленные положительные отзывы от пассажиров.
Чарлз Питерсон, Батон-Руж: «Этот перелет был совершен на новом Boeing 737 Max 8, возраст которого — два месяца. При росте в 192 см, к моему удивлению, я не испытывал дискомфорта, переднее кресло не упиралось в колени. Сиденья имели твердую обивку с ортопедическими подкладками. Они гораздо комфортабельнее старых кресел. Взлет и посадка практически не чувствовались. Во время перелета доступно множество развлечений на сенсорном экране. В салоне тихо и чисто».
Михаил Добронравов, Владивосток: «Летел на рейсе S7 Москва-Владивосток, в целом перелет был максимально комфортным. Но есть ряд минусов. Что мне не понравилось, во-первых, запах дерматина. Во-вторых, чтобы закрыть полку для багажа, надо иметь недюжинную силу (бедные стюардессы!). Полки настолько выпирают, что невольно ударяешься головой. В-третьих, динамики над ухом такие резкие и громкие, что доставляет большой дискомфорт. В целом перелет прошел плавно, взлет и посадка были мягкими».
Петр Полюнов, Москва: «Летел на Boeing 737 Max 8 при перелете из Осло в Париж на Норвежских авиалиниях. Самолет новый, достаточно тихий. Очень понравились комфортабельные сиденья и мягкая подсветка, не бьющая в глаза и не отвлекающая от работы с ноутбуком. Я мог спокойно работать даже при откинутом впереди меня кресле. В салоне иначе расположены динамики — у каждого ряда, поэтому отчетливо слышно все сообщения. Багажные полки вместительные и чистые. Перелет оставил приятные впечатления».
Заключение
Boeing 737 MAX 8 успел полюбиться пассажирам за удобный и вместительный салон, а пилотам — за эффективное потребление топлива и минимальную эмиссию вредных веществ в атмосферу. Однако выявленные сложности в управлении самолетом — в частности, его склонность к совершению пике в определенных ситуациях — привели к временной остановке проекта. Тем менее они могут послужить дальнейшему усовершенствованию лайнера и устранению этой неисправности.
Вернется ли усовершенствованная модель в воздух покажет только время.